ТеоБлогия>Цитата из книги «Боль утраты: помощь скорбящим»
 

Цитата из книги «Боль утраты: помощь скорбящим»

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Цитата из книги «Боль утраты: помощь скорбящим»

 

 

 

 

 

 

 

 

Цитата из книги Джеймса Уайта «Боль утраты: помощь скорбящим»: 

Главный вопрос

 Я заметил, что самыми трудными ответами являются самые короткие. Мне легче написать книгу на триста страниц, чем статью на десять, посвященную тому же вопросу. Краткость требует точности и проницательного анализа, и это намного сложнее, чем пустословие. Поэтому я отложу в сторону многие второстепенные вопросы и, первым делом, коснусь главного: «Почему?»

 Когда я только начал заниматься служением больничного капеллана, я осознавал, что я не знаю, как честно ответить на этот вопрос, когда услышу его в первый раз. «Почему?» – это самый большой вопрос, состоящий лишь из одного слова. И для капеллана, он, как правило, звучит: «Почему, Боже?»

Читая и размышляя над этой темой, я часто сталкивался с точкой зрения, согласно которой «Бог здесь не при чём». Некоторые считают, что Бога нужно как можно дальше отодвинуть от этого вопроса, желая дать обещание, что Бог постарается помочь нам преодолеть наши трудности. Такой ответ на трудный вопрос «Почему?» весьма привлекателен. Нередко я чувствовал искушение использовать его в трудную минуту. И всё же, я удержался.

 У меня почти никогда не бывает бессонницы, но однажды вечером я не мог заснуть. Меня мучил вопрос, как поступить с первой кризисной ситуацией в больнице. Будучи христианским богословом, я признавал владычество и всемогущество, неизменность, справедливость и любовь, милосердие и святость Бога. Я знал одно: я не могу изменить характер Бога, чтобы сделать свою работу легче.

 Но я также понимал, что большинство людей, с которыми мне приходилось общаться (я нес служение не в христианской больнице), не исповедовали даже полу-библейские взгляды на Бога. Как же мне тогда ответить на их вопрос, если они подходят к нему с небиблейской стороны?

 Размышляя над этим, я пришел к определенному выводу. Это не место для того, чтобы защищать свою позицию, хотя я готов к этому. Я просто хочу искренне помочь своим братьям и сестрам, нуждающимся в моей помощи.

 Если бы я говорил людям, что Бог непричастен к смерти дорогого им человека, возможно, это было бы временным утешением для скорбящего. Я как бы помог Богу выпутаться из этой неприятной ситуации. Но я понимал, что если буду отвечать подобным образом, я, по сути, буду обманывать своего собеседника. Как именно? Да очень просто. Если я буду говорить, что Бог не имеет ничего общего с нашей смертью, как же я могу честно и последовательно утверждать, что Он имеет что-то общее с нашей жизнью? Посещая страдающих людей в больнице, я делился с ними Божьей близостью, Божьим утешением, и всё это основано на ясном библейском учении, что у Бога есть цель для всего, включая наши страдания. Эта истина глубоко отложилась в моих мыслях, отчасти благодаря тому, что об этом говорит один из моих любимых стихов из Библии, Колоссянам 3:3, но сначала давайте посмотрим на его контекст:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Колоссянам 3:1–4).

 Библия говорит о том, что верующий умер со Христом, и что его жизнь сокрыта со Христом в Боге. Я часто объясняю этот стих на примере кольца. Если я положу кольцо в левую ладонь, сожму её в кулак, и затем накрою сверху правой ладонью, кольцо окажется сокрытым в обеих руках. Никто не сможет прикоснуться к кольцу, если не раскроет обе мои ладони. Это же касается жизни верующего человека. Моя жизнь сокрыта со Христом (левая рука) в Боге (правая рука). Ничто не может коснуться моей жизни, если этого не позволит как Сын, так и Отец. Таким образом, ничего не может произойти со мной случайно, ничто не выходит за рамки Его контроля. Тот, Кто создал миры Своим словом, Тот же, Кто сокрыл меня в Своей любви.

 Благодаря этой чудесной истине, я убежден, что бы не происходило в моей жизни—включая самые большие трагедии и испытания—всё имеет цель и смысл. Возможно, мне порой не понять этой цели. Может, я никогда в этой жизни не узнаю предназначение той или иной трудности или испытания, но мне и не нужно этого знать. У меня есть Божьи обещания и мне этого достаточно. Он не раз обещал сделать меня подобным Христу, и раз я желаю того же всем своим сердцем, я верю в то, что Он будет верен Своему Слову.

 Поэтому, если я убежден в том, что Бог полностью вовлечен в то, что происходит в моей жизни, как же я могут избежать очевидной истины о том, что Он также вовлечен в то, что связано со смертью? Если Бог может сказать, «дорогá в очах Господних смерть святых Его!» (Псалом 115:6), как же я могу говорить иначе? Псалмопевец сказал, «в Твоей руке дни мои» (Псалом 30:16), и я могу найти покой в этом, ибо где же ещё быть дням моим? В этом ненадежном и изменчивом мире, какое благословение – знать, что мои дни находятся в руках, пронзённых на Голгофском кресте.

 Таким образом, в тот неспокойный вечер я решил не искать легкого пути, устранив Бога из уравнения. Напротив, мне пришлось встать на нелегкий путь, который гласит: «у Бога есть цель для каждого происшествия. Она не всегда нам понятна, и иногда даже остаётся для нас тайной. Но, невзирая на это, мы должны доверять Богу и Его обещаниям». Хотя это не самая легкая для восприятия истина, я понимал следующее: я мог говорить о том, что Бог имеет цель в жизни оставшихся на этой земле, не противореча самому себе. Я мог искренне говорить им о том, что Бог будет поддерживать их в страданиях, осуществляя отчасти, Свои цели в их жизни. Если бы я сначала сказал о том, что Бог был где-то в другом месте, когда произошла смерть, как же я после могу настаивать нам том, что Он всегда с нами в нашей жизни? Цена была слишком велика. Я решил оставаться верным тому, как Бог открыл Себя в Писании, что позволяет мне делиться со всеми величайшим обетованием: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евреям 13:5). 

Но я зол. Я зол на Бога

 В моменты искренних размышлений, мы порой вынуждены признать, что мы злы на Бога. Если Он действительно всё контролирует (а это так), тогда Он стоит за этими изменениями в моей жизни. Мне эти изменения не нравятся. Мне плохо, и я зол на Бога.

 Любовь Бога столь велика, что Он может помочь преодолеть злость и недовольство, даже Своим собственным детям. Это не значит, что Он пойдёт у нас на поводу или ответит на все наши вопросы. Он понимает, что нам порой трудно постичь Его безграничную мудрость и провидение.

 Неверующий гневается на Бога напрасно. На самом деле, Библия говорит о том, что неверующий находится в открытом восстании против Бога и называет его врагом Бога (Римлянам 8:7).

 Но отношения между Богом и верующим характеризует мир (Римлянам 5:1). Любовь Божия излилась в сердца (Римлянам 5:5). Как же тогда нам преодолеть злость, которой сопровождается наша потеря?

 Вновь у меня нет простого ответа. У меня нет ничего нового. Всё, что я могу сказать, Бог любит нас, Бог спас нас, и Бог благ. Это простые слова, но они показывают нам, что у нас нет причин для злости. Напротив, мы должны быть готовы доверять нашему любящему Господу в том, что Он знает, как лучше.

 В прошлом году я потерял близкого друга и наставника. Д-р Мартин был благочестивым братом, оказавшим огромное влияние на многих студентов в Университете Гранд Каньон в г. Финикс. Я имел честь быть его студентом, а затем коллегой, когда начал преподавать в этом учебном заведении. Мне не сосчитать всех его «мартинизмов», как мы их тогда называли, но один из них я помню до сих пор (о детской молитве): «Великий и добрый Бог, я Тебя люблю и спасибо за еду». Д-р Мартин часто говорил: «Эта молитва чрезвычайно глубока. Если мы будем размышлять о её значении, мы будем лучшими христианами». Д-р Мартин был прав. Бог действительно велик. Он больше вас и меня, и Его пути не только неисследимы для нас, они также и неосудимы нами. Однако Бог также благ. Возможно, иногда мы не в силах понять, как та или иная ситуация может способствовать нашему благу, однако, это не изменяет того, что Бог благ. Его благость не зависит от моей способности видеть и понимать всё, что Он делает. Он просто благ. Ввиду этого, Он заслуживает благодарности: за еду, за жизнь, за близких, и за утешение в трудное время.

 

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone