ТеоБлогия>Оправданное и неоправданное возмущение
Алексей Прокопенко

Оправданное и неоправданное возмущение

Продолжаю размышлять над темой возмущения/раздражения/гнева. Поделюсь некоторыми предварительными рассуждениями. А вы можете со мной соглашаться или не соглашаться. Можете критиковать - постараюсь не разгневаться )))

В чем проявляется «грех обострения», или раздражение?

 

Грех обострения проявляется, во-первых, в том, что мы реагируем гневно там, где это неоправданно. Одно дело – испытывать возмущение, когда мы читаем о докторе, который гордится тем, что за свою карьеру сделал сотни абортов. Или когда слышим, как защитники так называемых «репродуктивных прав» предлагают решать проблему сексуальной распущенности не путем ответственного подхода к своим желаниям, а путем убийства нерожденных детей. Или когда какое-либо правительство в принудительном порядке навязывает несовершеннолетним уроки секс-просвещения и насилует детскую психику извращенными представлениями о гендере. В таком случае наше возмущение оправданно. Мы возмущаемся злом, которое безнаказанно распространяется в этом мире. Мы возмущаемся восстанием человечества против Творца и Его законов. И я полагаю, что в подобных случаях мы даже должны быть возмущены. Мы не должны грешить в этом своем возмущении – ни обидным словом, ни неправедным делом. Однако наша душа должна реагировать на подобное зло. Если мы не возмущаемся, это показывает, что мы позволили себе «отключить» внутреннюю моральную оценку и постепенно превратиться в «буддистов», равнодушно созерцающих и добро, и зло с одинаковой бесстрастностью.

Реакция души на зло, как мне видится, может быть двоякой. Наша душа может реагировать либо печалью, либо возмущением. И то, и другое – возможная для христианина реакция, однако они применимы в разных ситуациях. Дело в том, что печаль и возмущение различаются между собой по мотивационному действию: печаль никак не побуждает нас к активным действиям, тогда как возмущение обладает сильнейшей мотивирующей способностью. Реакция печали пассивна, а реакция возмущения гораздо более активна. Поэтому реакция печали больше подходит в тех случаях, когда события происходят от нас далеко и мы никак не можем на них повлиять. А реакция возмущения более уместна тогда, когда от нас требуется активное действие по оказанию помощи, спасению и защите обижаемых. (Правда, у нас чаще бывает наоборот: мы смело возмущаемся тем, что от нас далеко, но трусливо впадаем в «благочестивый ступор», когда зло творится рядом с нами.) Нам нужна мудрость, чтобы знать, когда реагировать печалью, а когда – праведным возмущением; когда только лишь молиться (и ничего больше не делать), а когда – молиться и действовать.

Однако давайте честно признаемся: в девяноста процентах случаев мы испытываем внутреннее обострение чувств совсем не из-за славы Творца или угнетения других людей. Чаще всего наше внутреннее возмущение бывает связано с защитой себя и своих интересов. Нас оскорбили. Нас принизили. Нашу репутацию сровняли с землей. Нас заподозрили в чем-то плохом. С нашим мнением не посчитались. И тут наши чувства обостряются: да как они посмели! Да что творится! Да какое они имеют право!

В таких ситуациях нам потом бывает стыдно. Когда мы остынем, мы понимаем, что ситуация не заслуживала того, чтобы гневаться. Вполне можно было прореагировать без гнева. Это был грех обострения чувств.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone