ТеоБлогия>Должен ли христианин исповедовать грехи перед Богом?
Максим Король

Должен ли христианин исповедовать грехи перед Богом?

Нередко в интернете можно прочитать утверждения людей, которые считают, что после покаяния человеку больше нет нужды у Бога просить прощение за каждый последующий грех, так как грехи прошлого, настоящего и будущего уже прощены Богом. Естественным образом у таких людей напрашивается вывод: зачем просить прощение за то, за что мы уже прощены.

Если логично продолжать мысль, то можно прийти к следующим выводам касательно следующих элементов жизни христианина:

  • Зачем молиться, если Бог и так знает, о чем мы будем молиться?
  • Зачем благовествовать, если избранные все равно будут спасены?
  • Зачем бороться с грехами, если за них умер Христос и мы все равно будем спасены?

К слову, для некоторых христиан ответы на данные вопросы не являются чем-то странным. Они действительно считают, что не нужно молиться, благовествовать и бороться с грехом.

Мы считаем, что подобные мнения являются ложными.

Причины ложных умозаключений

- плохое знание оригинальных языков Писания

Человек, который выучил греческий и еврейский алфавиты, научился мало-мальски читать на языке оригинала, и знает, как пользоваться программой biblezoom, может подумать о себе, что он вправе уже делать какие-то эксклюзивные богословские заявления касательно тех или иных отрывков Священного Писания. Но всего вышеперечисленного недостаточно для того, чтобы заниматься настоящим экзегетическим исследованием Писания. Требуется еще знание синтаксиса и многолетняя практика исследования текстов.

- пренебрежение правилами герменевтики

Не секрет, что к истолкованию Писания такие люди часто подходят, основываясь на личном опыте. Часть людей толкуют Библию исходя из своих богословских предпочтений. Все перечисленное является нарушением герменевтических правил.

Но зачастую ошибкой таких проповедников является истолкование стихов вне их контекста. Человек, который изучает герменевтику знает, что существуют четыре вида контекста: ближайший контекст, ближний контекст, контекст книг автора, контекст всей Библии. Игнорирование любого из этих контекстов может в итоге привести к грубым богословским ошибкам.

Выше мы с вами начали говорить о том, что есть люди, которые считают, что после покаяния нет нужды больше исповедовать свои грехи перед Богом.

В противовес этому популярному мнению давайте мы очень кратко проанализируем один отрывок Писания.

Апостол Иоанн пишет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9).

Во-первых, апостол Иоанн пишет верующим людям. Ближайший контекст и контекст всего послания ясно указывает на этот факт (1:4-5; 2:1-2, 12-17; 2:27; 3:1-2; 4:10-11; 5:21).

Ближайшим контекстом этого отрывка являются 8 и 10 стихи. В обоих случаях апостол Иоанн осуждает позицию верующих людей, которые считают, что они уже не подвержены влиянию греха.

Во-вторых, слово «исповедуем» (ὁμολογῶμεν) – означает признать то, что является фактом.[1] Верующие люди должны в смирении признавать перед Богом свою греховность. Данное греческое слово стоит в настоящем времени, которое подразумевает, «что у нас такое исповедание должно быть постоянно, каждый раз, когда совершается грех».[2]

Другими словами, в данном отрывке апостол Иоанн не пишет о покаянии, посредством которого мы впервые признали свою греховность перед Богом. Здесь апостолом подчеркивается реальность греховных опасностей для жизни христианина и важность постоянного исповедания этих грехов перед Божьим лицом.

Когда мы говорим о покаянии человека, то подразумевается осмысленное принятие решения признать Иисуса Христа Спасителем и Господином своей жизни. Но последующее пребывание христианина в порочном мире требует постоянного практического освящения, которое заключается как в стремлении преображаться в образ Христов, так и в постоянном исповедании грехов, которые мы совершаем в христианской жизни.

В-третьих, важно понимать, что исповедание греха верующим человеком не противоречит учению всего Писания. В новозаветных посланиях нередко звучат призывы к верующим людям умертвить грехи (Кол. 3:5), не любить мира (1 Ин. 2:15-17), убегать от сребролюбия (1Тим. 6:11) и др. Все призывы священнописателей показывают нам, что верующий человек находится в процессе освящения.

Как мы уже увидели, сторонники противоположной позиции не стремятся различить между собой «обращение грешников к Богу» и «практическое освящение верующих».  Когда мы говорим об исповедании греха, мы как раз и подразумеваем тот факт, что верующий может согрешить (1Ин. 2:1), но при этом он должен помнить, что за Его грехи пострадал Христос и принес умилостивительную жертву (1Ин. 2:2).

Мы приходим к выводу, что подлинное исповедание своих грехов заключается в том, что верующий человек понимает его ущербность и опасность для своей жизни. Он соглашается с тем, что грех недопустим для его жизни. Прося прощение у Бога за совершенный грех, христианин уповает на умилостивительную жертву Иисуса Христа. Он всецело доверяется Божьей благодати, которая явлена в Иисусе Христе. Исповедание грехов – это часть освящения, которое христианин будет проходить до конца своей жизни.

 

Продолжение следует.

Король Максим

 

[1] William Arndt et al., A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 708.

[2] Д. Эдмонд Хиберт, Послания Иоанна: Экспозиционный комментарий, пер. с англ. (СПб.: "Библия для всех", 2014), 85.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone