ТеоБлогия>Что значит «исполняйтесь Духом» в Ефесянам 5:18?
 

Что значит «исполняйтесь Духом» в Ефесянам 5:18?

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Что значит «исполняйтесь Духом» в Ефесянам 5:18?

В современный христианский лексикон уже давно вошло выражение «исполненный Духом христианин». Верующие часто говорят о важности исполнения Духом. Разные люди по-разному понимают значение этих слов. Однако я заметил, что немногие удосужились поразмышлять над значением повеления апостола Павла «исполняйтесь Духом» в его оригинальном контексте.  

Судя по своему собственному опыту, а также по мнению большинства людей, с которыми я общался по этому вопросу или от которых слушал подобные призывы, «исполнение Духом» обозначает то, что верующие словно ёмкость должны заполнять себя Духом, как неким содержанием. Как правило, христиане нехаризматического толка объясняют, что это через пребывание в Слове, на основании параллели с Колоссянам 3:16.  

И хотя такое объяснение возможно грамматически,[1] греческую фразу πληροῦσθε ἐν πνεύματι (плēроусте ен пнеумати) лучше понимать иначе. Во-первых, как отмечает Дэн Уоллас, грамматически эта фраза с предлогом ἐν и существительным πνεύματι в дательном падеже не может описывать Дух как содержимое исполнения.[2] Если бы Павел хотел указать на это, он использовал бы соответствующую категорию родительного падежа (см. Рим. 15:13, 14; ср. Деян. 13:52).[3] Намного более естественным является понимание предлога с дательным падежом в этом случае как указание на средство, способ, метод. Другими словами, это утверждение отвечает не на вопрос исполняйтесь [чем?] Духом а на вопрос исполняйтесь [как?] Духом.[4] 

Во-вторых, мы должны учитывать предыдущие использования термина πληρόω, очевидно игравшего важную роль в представлении получателей этого послания (к слову, как и в Послания к колоссянам). В Еф. 3:19 Павел просит Небесного Отца о том, чтобы они могли «исполниться всею полнотою Божиею». В 4:10 Павел обозначает Христа как действующее Лицо, совершающее это исполнение. Таким образом, в 5:18 мы находим кульминационную точку развития мысли Павла, согласно которому церковь должна быть исполнена Христом посредством Святого Духа содержанием полноты Божьей.[5] 

В-третьих, стоит обратить внимание на пассивный залог глагола, отсюда перевод: «будьте исполняемы Духом».[6] Это действие совершается не верующими, а Самим Богом. Также глагол использован в настоящем времени, что подчеркивает постоянство этого действия.  

И, последнее, не менее важно осознавать коллективный аспект этого повеления. В 1:23 Павел уже сообщил своим получателям, что сферой Божьего «исполнения» является церковь. К сожалению, многие современные читатели индивидуализируют смысл Писания, в время как Гордон Фи верно отмечает, что «Бог не просто спасает отдельных людей и готовит их для райской жизни; скорее, Он создаёт для Себя народ, среди которого Он может обитать, и который своей жизнью отображает Его жизнь и характер. Такой взгляд на спасение последовательно прослеживается во всех посланиях Павла. Это ярче всего видно в том, как Павел говорит о Святом Духе, играющем ключевую роль не только в формировании народа Божьего, но в его совместной жизни и его поклонении».[7] Повеление быть исполняемыми Духом неразрывно связано с пятью последующими причастиями в ст. 19-21 «назидая..., поя…, воспевая…, благодаря… и повинуясь…», характеризующими жизнь поместной общины верующих людей направленную в сторону других и Бога.  

Таким образом, повеление «будьте исполняемы Духом» в Еф. 5:18 в контексте послания к Ефесянам описывает средство, при помощи которого Господь осуществляет наполнение христианской общины (1:23) «всей полнотой Божьей» (3:19) «в меру полного возраста Христова» (4:13). Это проявляется в общинной жизни, характеризуемой плодом Духа, созидающей Тело Христово и прославляющей Бога Отца.  

Подробнее об этом можно узнать из моих проповедей по Ефесянам 3:14-21 тут и тут.

 

 

 

[1] Из последних толкований, относящих ἐν πνεύματι к категории дательного падежа содержания см. Clinton E. Arnold, Ephesians, Zondervan Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2010), 348-50. Он сравнивает исполнение Духом с тем, как ВЗ храм наполнялся славой Господней. См. также Andreas J. Köstenberger, “What Does It Mean To Be Filled With The Spirit?” Journal of the Evangelical Theological Society 40, no. 2 (1997): 231.

[2] Daniel B. Wallace, Greek Grammar beyond the Basics: An Exegetical Syntax of the New Testament (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1996), 375.

[3] Harold W. Hoehner, Ephesians: An Exegetical Commentary (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2002), 703.

[4] Andrew T. Lincoln, Ephesians, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, 1990), 344-45; Hoehner, Ephesians, 703-04; Peter T. O’Brien, The Letter to the Ephesians, The Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI: W.B. Eerdmans Publishing Co., 1999), 391-92; Timothy G. Gombis, “Being the Fullness of God in Christ by the Spirit: Ephesians 5:18 in its Epistolary Setting,” Tyndale Bulletin 53 (2002): 259-71. Ещё одной альтернативой является понимание предлога с дательным падежом здесь как указания на сферу – «исполняйтесь в Духе» (см. John Paul Heil, “Ephesians 5:18b: ‘But Be Filled in the Spirit,’ ” CBQ 69 [2007]: 506–16; S. M. Baugh, Ephesians, Evangelical Exegetical Commentary [Bellingham, WA: Lexham Press, 2015], 453; Frank Thielman, Ephesians, Baker Exegetical Commentary on the New Testament [Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2010], 360; F. F. Bruce, The Epistles to the Colossians, to Philemon, and to the Ephesians, The New International Commentary on the New Testament [Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1984], 380).

[5] Wallace, Greek Grammar beyond the Basics, 375.

[6] O’Brien, Ephesians, 390.

[7] Gordon D. Fee, Paul, the Spirit, and the People of God (Peabody, MA: Hendrickson, 1996), 66.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone