ТеоБлогия>Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:9
 

Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:9

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:9

9 Лучше простой, но работающий на себя,
нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Это первая из многих притч построенная по принципу «лучше чем». Значение этой притчи не совсем легко определить ввиду сложностей в переводе первой строки. Более дословно перевод выглядит так: лучше считаться за презренного (1) и иметь раба [или (2) «быть себе рабом»], чем выдавать себя за достопочтенного и нуждаться в хлебе. Еврейское причастие נִקְלֶה (niqlě), переведенное в РСП как «простой» в породе нифаль означает «быть презренным»,[1] «занимать скромное положение обществе».[2]

Следующая фраза вызывает больше всего трудностей у современных переводчиков и толкователей. Большинство современных толкователей и переводов придерживаются мнения, что וְעֶבֶד לוֹֹ (weʿee lô) означает «иметь раба», считая לוֹֹ притяжательным местоимением.[3] Однако в таком случае не совсем ясно, почему имеющий раба человек занимает более скромное положение обществе. LXX и Пешитта, предположительно на основании огласовки עוֹבֵד לֹו (ʿôē lô),[4] переводят эту фразу как «работает на себя». Росс отмечает, что изменение огласовки необязательно, так как לוֹֹ может быть косвенным дополнением.[5] Подобный смысл в этой фразе усматривают раввинистические комментарии РаШи, Рикама, и Малбима (ср. Сир. 10:27). Таким образом, презрение в глазах окружающих людей может вызывать смирение собственноручно выполнять непритязательную работу раба.[6]

Тем не менее, с точки зрения этой притчи, такое положение дел предпочтительнее ситуации, в которой מִמְּתַכַּבֵּד (mim·meǎk·kǎb·bē, «выдающий себя за знатного») нуждается в хлебе (חֲסַר־לָֽחֶם, ǎsǎr-lā·ěmо), то есть не имеет элементарных средств к существованию.

Каким бы ни был правильный перевод, эта притча предупреждает против высокомерной гордыни, сулящей бедность. В случае правильности предложенного толкования, здесь также содержится призыв не стесняться честной, но, возможно, непрестижной в глазах окружающих, работы. Каким бы унизительным не выглядел ваш труд, если вы исполняете свои обязанности как для Господа, в Его глазах вы мудрее нежели те, кто из-за отсутствия смирения испытывает нужду.

 

[1] HALOT, 1001.

[2] DCH, 7:254, 2b; J. Marböck, “קלה,” in TDOT, 13:33.

[3] НРП; Waltke, Proverbs 16-31, 524; Steinmann, Proverbs, 300; Longman, Proverbs, 273.

[4] Эта огласовка присутствует по крайней мере в одном средневековом манускрипте (см. Steinmann, Proverbs, 300).

[5] Ross, “Proverbs,” 5:969. Но см. аргументы против в Fox, Proverbs 10-31, 550-51.

[6] Arnold B. Ehrlich, Psalmen, Sprüche, und Hiob, Randglossen zur hebräischen Bibel, Vol. 6 (Leipzig: J. C. Hinrichs, 1913, repr. Berlin, 1968), 61.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone