ТеоБлогия>Признаки настоящего покаяния (продолжение)
Алексей Прокопенко

Признаки настоящего покаяния (продолжение)

Признаки настоящего покаяния (продолжение)

Третье «не», связанное с библейским покаянием: кающийся не перекладывает вину на других. Давид мог бы сказать: «Это не я виноват, а Вирсавия». И, надо заметить, это было бы во многом справедливо. У Вирсавии тоже была определенная вина. Конечно, внутренние ванные комнаты в те времена были редкостью, так что большинство людей купались во дворе. Но, по-видимому, это все-таки нужно было делать в другое время или так, чтобы другим не было видно. Некоторые комментаторы полагают, что Вирсавия знала о близости своего дома к царскому дворцу и, возможно, даже сделала это специально, надеясь на внимание царя. Так или иначе, Давид ни словом не винит Вирсавию и фокусируется только на своей вине.

Давид мог также сказать: «Это мои слуги виноваты! Почему они мне ничего не сказали? Если бы сказали, это бы меня остановило!» Или он мог сказать: «Это Иоав виноват! Ведь это же он поставил Урию на самый жаркий участок. Если бы он не исполнил моего приказания, то Урия бы не погиб!» Но Давид ничего такого не делает. Он не перекладывает свою вину на других.

Противоположность этому – Адам. Когда Бог спросил его: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – Адам ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:11–12).

Не перекладываете ли вы вину на других? Не говорите ли: в моем раздражении виноват тот, кто меня раздражает? В моей похоти – тот, кто меня искушает? В моей клевете – тот, кто сообщил мне неверную информацию? Настоящее покаяние не перекладывает вину на других.

Четвертое «не», связанное с библейским покаянием: кающийся не указывает на ошибки других, чтобы ослабить свою вину. Давид мог бы сослаться на других восточных монархов, которые без каких-либо угрызений совести легко бы сделали то же, что и он. И могли бы сделать еще хуже… Он мог бы сказать: «Я-то что, а вот мой военачальник Иоав, он невинных людей самолично убивал». Он мог бы сказать Нафану: «Помнишь, как Иоав убил Авенира? Что же ты его не обличаешь?»

Но Давид ничего такого не делает. Он понимает, что если Нафан обличает именно его, а не Иоава, то это потому, что так устроил Бог. Бог послал его к Давиду! Давид не указывает на ошибки других, а целиком фокусируется на своей вине.

Противоположность этому – фарисей из притчи Иисуса Христа. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» (Лук. 18:11).

Не ссылаетесь ли вы на ошибки других людей, как бы ослабляя свою вину? Да, я согрешил, но вот этот человек сделал еще хуже. Да, я согрешил, но вот ты сам, обличающий меня, разве безгрешен? Настоящее покаяние фокусируется только на своих ошибках.

 
Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone