ТеоБлогия>Разные виды человеческой воли
Алексей Прокопенко

Разные виды человеческой воли

Когда речь заходит о способности или неспособности человеческой воли, многие смотрят на этот вопрос слишком упрощенно, не различая разных видов воли. Реформатский теолог Уилльям Шедд (1820–1894) помогает нам взглянуть на способности человеческой воли более тонко.
Разные виды человеческой воли

Рассуждая о сущности и свободе человеческой воли, Шедд вводит следующее разграничение. По его мнению, феномен воли складывается из двух разных актов[1]. (1) Акты воли, направленные на внешние по отношению к воле предметы, он называет волеизъявлениями (volition); (2) акты воли, направленные на саму волю, – наклонностями (inclination). Пример волеизъявления – это когда воля приказывает телу поднять руку, встать со стула и т. п. Пример наклонности – это когда воля приказывает самой себе, например, полюбить какого-то человека. Волеизъявлением человек управляет легко, наклонностями – чрезвычайно трудно. Человек дает себе полный отчет в своих волеизъявлениях, а своих наклонностей зачастую не сознает. Тем не менее, как волеизъявления, так и наклонности не навязываются человеку извне, а являются свойствами его собственной природы. Более того, по мнению Шедда, «наклонность есть источник волеизъявлений»[2].

По отношению к внешним предметам у человеческой воли нет заранее сформированной склонности. В этом случае человек легко выбирает между любыми альтернативами – например, он может с такой же легкостью поднять руку, с какой и не поднять ее. Совсем другое дело – когда речь идет об актах воли, направленных на саму волю. Например, когда человек говорит себе: «Я буду любить Бога превыше всего на свете», у него уже существует склонность в определенную сторону. Он не может с легкостью взять и полюбить Бога превыше всего на свете, потому что уже любит себя превыше всего на свете[3]. Интересно заметить, что сходное разграничение, хотя и не оформленное в соответствующих терминах, мы находим уже у Августина: «Душа приказывает телу, и оно тотчас повинуется; душа приказывает себе – и встречает отпор...»[4]

 

[1] Shedd. Dogmatic Theology. 3-е изд. / Под ред. Alan W. Gomes. С. 518–527.

[2] Там же. С. 519.

[3] Там же.

[4] Августин. Исповедь, книга 8, гл. IX // Творения: В 4 т. Т. 1: Об истинной религии. СПб.: Алетейя, 2000. С. 597.

____________________________________

Заказать книгу "Замысел Вседержителя":

1) На сайте Время благодати

2) Информация о том, как заказать несколько книг по самым низким ценам

Видео
Размышляя о том, что такое отцовство – духовное или физическое – и каким должен быть настоящий отец, важно в первую очередь правильно определить ориентиры, то есть взять для себя правильный пример для подражания. И где найти лучший пример отцовства, как не в Боге, который именуется Отцом всего сущего?
Статьи
Продолжаю размышлять над темой возмущения/раздражения/гнева. Поделюсь некоторыми предварительными рассуждениями. А вы можете со мной соглашаться или не соглашаться. Можете критиковать - постараюсь не разгневаться )))
Когда речь заходит о способности или неспособности человеческой воли, многие смотрят на этот вопрос слишком упрощенно, не различая разных видов воли. Реформатский теолог Уилльям Шедд (1820–1894) помогает нам взглянуть на способности человеческой воли более тонко.
Работает на Cornerstone