ТеоБлогия>Оправданное и неоправданное возмущение
Алексей Прокопенко

Оправданное и неоправданное возмущение

Продолжаю размышлять над темой возмущения/раздражения/гнева. Поделюсь некоторыми предварительными рассуждениями. А вы можете со мной соглашаться или не соглашаться. Можете критиковать - постараюсь не разгневаться )))

В чем проявляется «грех обострения», или раздражение?

 

Грех обострения проявляется, во-первых, в том, что мы реагируем гневно там, где это неоправданно. Одно дело – испытывать возмущение, когда мы читаем о докторе, который гордится тем, что за свою карьеру сделал сотни абортов. Или когда слышим, как защитники так называемых «репродуктивных прав» предлагают решать проблему сексуальной распущенности не путем ответственного подхода к своим желаниям, а путем убийства нерожденных детей. Или когда какое-либо правительство в принудительном порядке навязывает несовершеннолетним уроки секс-просвещения и насилует детскую психику извращенными представлениями о гендере. В таком случае наше возмущение оправданно. Мы возмущаемся злом, которое безнаказанно распространяется в этом мире. Мы возмущаемся восстанием человечества против Творца и Его законов. И я полагаю, что в подобных случаях мы даже должны быть возмущены. Мы не должны грешить в этом своем возмущении – ни обидным словом, ни неправедным делом. Однако наша душа должна реагировать на подобное зло. Если мы не возмущаемся, это показывает, что мы позволили себе «отключить» внутреннюю моральную оценку и постепенно превратиться в «буддистов», равнодушно созерцающих и добро, и зло с одинаковой бесстрастностью.

Реакция души на зло, как мне видится, может быть двоякой. Наша душа может реагировать либо печалью, либо возмущением. И то, и другое – возможная для христианина реакция, однако они применимы в разных ситуациях. Дело в том, что печаль и возмущение различаются между собой по мотивационному действию: печаль никак не побуждает нас к активным действиям, тогда как возмущение обладает сильнейшей мотивирующей способностью. Реакция печали пассивна, а реакция возмущения гораздо более активна. Поэтому реакция печали больше подходит в тех случаях, когда события происходят от нас далеко и мы никак не можем на них повлиять. А реакция возмущения более уместна тогда, когда от нас требуется активное действие по оказанию помощи, спасению и защите обижаемых. (Правда, у нас чаще бывает наоборот: мы смело возмущаемся тем, что от нас далеко, но трусливо впадаем в «благочестивый ступор», когда зло творится рядом с нами.) Нам нужна мудрость, чтобы знать, когда реагировать печалью, а когда – праведным возмущением; когда только лишь молиться (и ничего больше не делать), а когда – молиться и действовать.

Однако давайте честно признаемся: в девяноста процентах случаев мы испытываем внутреннее обострение чувств совсем не из-за славы Творца или угнетения других людей. Чаще всего наше внутреннее возмущение бывает связано с защитой себя и своих интересов. Нас оскорбили. Нас принизили. Нашу репутацию сровняли с землей. Нас заподозрили в чем-то плохом. С нашим мнением не посчитались. И тут наши чувства обостряются: да как они посмели! Да что творится! Да какое они имеют право!

В таких ситуациях нам потом бывает стыдно. Когда мы остынем, мы понимаем, что ситуация не заслуживала того, чтобы гневаться. Вполне можно было прореагировать без гнева. Это был грех обострения чувств.

Видео
В этой проповеди мы рассмотрим еще три признака здравой христианской общины: 3. Здоровая церковная жизнь каждого члена церкви (ст.42б–46) 4. Поклонение Богу (ст.47а) 5. Благовестие (ст.47б)
Как христианам относиться к участию в политической жизни страны? Могут ли христиане быть политиками? Есть ли польза от христианской политики?
Здравая христианская община характеризуется следующими признаками: 1. Здравое представление о церковном членстве 2. Правильное учение <...>
Работает на Cornerstone