ТеоБлогия>Экзегетические заметки по книге пророка Иоиля: Часть 5
 

Экзегетические заметки по книге пророка Иоиля: Часть 5

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Экзегетические заметки по книге пророка Иоиля: Часть 5

Недавно я закончил преподавать курс по книге пророка Иоиля. Хотел бы продолжить делиться с читателями нашего блога своими интерпретационными заметками по этой очень интересной книге. 

Иоиля 1:13-14 призывает священников и весь народ к определенным действиям

«13 Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. 14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу».

1:13 Бедствие лишило священников достоинства присущего их высокой должности. Они должны были снять с себя светлые священнические одежды и облечься в мрачную и грубую дерюгу и оплакивать постигшее народ, подобно деве из 1:8. Термин, переведённый как סָפַד (sāpad), буквально означал бить себя в грудь в знак скорби.[1]

Призыв ночевать во вретище, возможно, подразумевал то, что траур не должен быть превращаться даже ночью.[2]

Пророк опять напоминает о прекращении ежедневных обрядов. Интересно, что Иоиль говорит служителям, то есть священникам, «Бога моего» о том, что не стало хлебного приношения и возлияния «в доме Бога вашего»,[3] подчеркивая особые отношения и функции священников как представителей народа перед Богом. Возможно, это указывает на то, что сам Иоиль не был священником.

Иоиль призывает священников поступить в соответствии с Ветхозаветными установлениями на тот случай, когда Господь наводит казни против Своего народа за нарушение завета, а именно молитва и покаяние (3 Цар. 8:37–40; 2 Пар. 6:28–31).[4] Файнберг отмечает: «Так как суд и бедствие были публичными, уничижение и покаяние также должны были быть проявлены публично».[5]

1:14 Этот стих описывает четыре элемента религиозной жизни. Во-первых, в качестве яркого проявления покаяния и смирения народ должен был назначить (букв. קַדְּשׁוּ qaddešû «освятить») пост. Во-вторых, они должны быть прийти на торжественное собрание (עֲצָרָה,ʿaṣārâ),[6] чтобы показать солидарность в своём уничижении. В-третьих, согласно молитве Соломона (3 Цар. 8:37–40), они должны были «в дом Господа Бога вашего»,[7] чтобы там объявить о своём покаянии. В-четвертых, они должны были взывать к Господу о спасении. Также, вполне возможно, что они пели гимн общинного плача, к примеру Псалом 74, в качестве выражения своей молитвы.[8]

К сожалению, многие христиане сегодня неверно понимают подобные проявления духовности. Некоторые, подобно своих иудейским предшественникам, относятся к подобным ритуалам механически, без соответствующих им покаянию и сокрушённому сердцу (Ис. 58:3; Зах. 7:5–6). Другие же, напротив, пренебрежительно относятся к подобным ритуалам, считая их искусственными и ненужными, не понимания, что они являлись угодными Богу выражениями сердца для Израильского народа.[9]

Фраза «созовите старцев и всех жителей страны» формирует инклюзио с 1:2. Этот раздел книги завершен. Следующие стихи представляют собой пример покаянной скорби.

 

[1] Patterson, «sāpad», TWOT, 2:630. Patterson замечает, что скорбь можно было выразить по-разному: «ходить босиком, раздевшись, остригши волосы или бороду, постом, посыпанием пепла, или ударами по своему телу».

[2] Busenitz, Joel and Obadiah, 94.

[3] Существует вопрос о подлинности אֱלֹהָי здесь. LXX переводит θεῷ без местоимения, но Vg переводит dei mei, «Богу моему». Wolff отдает предпочтение LXX. Однако ввиду אֱלֹהֵיכֶם, кажется, что МТ не следует менять (Joel and Amos, 19).

[4] Busenitz, Joel and Obadiah, 92; Allen, Joel, Obadiah, Jonah and Micah, 55.

[5] Feinberg, The Minor Prophets, 74.

[6] Первоначально этот термин был связан с прекращением работы (Лев 23:36; Чис 29:35; Втор 16:8) (см. Ernst Kutsch Die Wurzel ʿṣr im Hebräischen,” VT [1952]: 2:57–69).

[7] Фраза ЯХВЕ, Бога вашего часто всречается во Втор. и исп. 7 раз в Иоиля (1:14; 2:13, 14, 23, 25, 27; 4:17 [3:17]).

[8] Garrett, Hosea, Joel, 327. Garrett предлагает сравнить Иоиля 2:17 и Пс. 73:18–19.

[9] Garrett, Hosea, Joel, 327.

 

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone