ТеоБлогия>Когда же у нас будут хорошие проповедники, глубокие писатели и евангельские ученые?
Максим Король

Когда же у нас будут хорошие проповедники, глубокие писатели и евангельские ученые?

Когда же у нас будут хорошие проповедники, глубокие писатели и евангельские ученые?

Нередко от людей можно услышать заслуженные восхитительные отзывы о западных проповедниках / авторах / ученых современности. Некоторые верующие в отчаяньи заламывают руки, и взывают в пустоту фейсбучного мира: "Господи, ну почему у нас нет таких ученых / проповедников / писателей?"

Что интересно, когда задаешь вопрос таким страдальцам, в чем же, по их мнению, причина популярности таких проповедников, то зачастую слышишь ответ: "Потому что его благословляет Бог".

И вот после такого ответа складывается впечатление, что отечественное христианство находится чуть ли не под Божьим проклятием. Ведь, по мнению некоторых людей, у нас же нет таких благословенных проповедников и писателей. (Кстати, я знаю людей, которые считают, что у нас никогда не будет качественных проповедников.)

Но когда мы говорим о том, что причиной популярности проповедников является только Божье благословение, то неужели эту причину мы можем отнести и к известным лжеучителям? Они ведь временами гораздо популярней многих евангельских ученых.

Анализируя гений (если так можно выразиться) известных христианских личностей, я заметил, что свою христианскую популярность они приобрели уже в зрелом возрасте (начиная с 35-40 лет). Я не отрицаю Божьего замысла касательно их жизни, но очевидно, что что-то предшествовало их популярности. Они не стали глубоко мыслящими людьми в одночасье. Мы понимаем, что существуют и другие факторы популярности описанной выше категории людей.

Какие же факторы можно выделить?

  1. Серьезное духовное образование.
  2. Регулярная дисциплинированность.
  3. Финансовая поддержка.
  4. Духовная и физическая зрелость.
  5. Основной вид занятости - преподавание и исследование Библии.
  6. Богатая богословская традиция.
  7. Природные и духовные способности.
  8. Наличие пиар-команды.
     

Эти пункты прежде всего характеризируют евангельских проповедников и ученых западных стран.  Но если мы внимательно проанализируем наш отечественный контекст, то нетрудно будет заметить, что у нас есть немало христиан, у которых академический уровень не ниже, чем у известных нам людей. Они пишут исследовательские труды, проповедуют, преподают и т. д. И если мы о таких людях мало знаем, потому что их проповедей нет в ютюбе, то это не означает, что у нас нет хороших проповедников и ученых.

Почему нам мало-что известно о евангельских исследователях в отечественном христианстве? Или почему те, кто восхищаются "экранными" проповедниками, в упор не замечают отечественных проповедников?

Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что со стороны духовных потребителей существует определенное предубеждение к отечественным служителям. Зачастую предубеждение связано с противопоставлением отечественного западному. Мол, на западе лучшее.  Но такое мнение лишь отчасти верное.

Действительно, западная протестантская традиция гораздо богаче в интеллектуальном плане, чем отечественная. Ну а как может быть по-другому? Отечественной традиции от силы больше 150 лет (если говорить о баптистском движении). Большая часть существования евангельского движения прошла в гонениях и притеснениях. О каких библейских исследованиях в этот период может идти речь? Западная же традиция развивается на протяжении 500 лет (если не больше). За это время протестантская церковь «родила» множество евангельских ученых мирового уровня, которые повлияли и продолжают влиять и на отечественное христианство.

Но также стоит признать, что многим (не всем) отечественным служителям понадобится еще много лет для того, чтобы достичь уровня известных евангельских западных ученых.  Такое заключение основано как на объективных, так и на субъективных наблюдениях.

Объективные наблюдения:

  • отсутствие времени для академических штудий (основное время занимает работа на предприятии);
  • отсутствие хорошего духовного образования;
  • нежелание изучать исторические богословские традиции;
  • невостребованность со стороны церкви;
  • нет пиар-команды (реклама).

Субъективные наблюдения:

  • служители не прилагают достаточно стараний для академического роста;
  • лень глубоко исследовать Библию и писать серьезные труды;
  • стеснительность в публикации своих исследований;
  • неуверенность в своих силах;
  • основное время занимает пасторская забота о церкви.

Кстати, самое время вспомнить о парадоксе. Некоторые популярные отечественные проповедники стали известными не за счет глубоких разъяснительных проповедей и серьезных исследований, а благодаря хорошей работе пиар-команд. Из-за этого у части христианского сообщества складывается мнение, что именно те проповедники, которых они знают и являются асами своего дела.

В то же самое время, действительно хорошие проповедники и исследователи известны только на местном уровне в большей части по той причине, что у них нет специальных пиар-команд и др. Можно было бы больше об этом написать, но уже пора закругляться.

Дорогие читатели, поддерживайте отечественных евангельских проповедников / авторов / ученых. Молитесь о том, чтобы в наших странах Бог продолжал взращивать и созидать поколение ученых, которые будут хорошими служителями Церкви Христовой.

Король Максим

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone