ТеоБлогия>Скажи мудрости: «Ты сестра моя!»
 

Скажи мудрости: «Ты сестра моя!»

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Скажи мудрости: «Ты сестра моя!»

В позапрошлом постинге мы затронули персонаж сильной женщины из книги Притч (см. Пр. 12:4; 31:10-31; ср. Руф. 3:11). На прошлой неделе мы говорили о персонификации мудрости и глупости в образе женщин, а также что автор показывает обе женщины соперницами за одного и того же мужчину, сына, наставляемого отцом.

В Притчах 7:4а отец призывает своего сына сказать мудрости: «Ты сестра моя!». В то время как обращение אָחֹות (ʾāôt, сестра) может буквально указывать на сестру, то есть дочь своего отца или матери, комментаторы практически единодушно утверждают, что в данном случае речь идет о ласковом обращении к жене или невесте (см. Песн. 4:9–10, 12; 5:1–2).[1] Назвать мудрость своей сестрой, таким образом, подчеркивает личную преданность близким и доверительным отношениям с идеализированной фигурой, олицетворяющей учение Соломона.[2] Если сын будет хранить верность мудрости, она, в ответ, спасёт его «от чужой жены» (Пр. 7:5; ср. 2:16). Поразительно, что как ранее, во второй главе, так и здесь, в седьмой, Соломон упоминает лесть, как первое оружие в арсенале чужой жены, как будто бы предупреждая сына, в первую очередь, опасаться не её внешней привлекательности, но её воззваний к мужскому тщеславию.[3] Сестра, таким образом, выразительно противопоставляется «недозволенным эротическим отношениям, описанным в оставшейся части этой главы».

Интересно заметить, что в параллельной строке 7:4б, Соломон призывает сына назвать разум своим родственником (מֹדָע, mōdāʿ). Этот весьма редкий термин общего рода, употребляемый еще лишь в Руфи 2:1 (кере) и 3:2, скорее всего описывает близкого друга,[4] и по мнению средневековых раввинов, исключительно мужского пола. Таким образом, женственность мудрости не является важнейшим аспектом мудрости в этих стихах, так как «и дружба с мужчиной, и любовь к сестре могут выступать в качестве соответствующих аналогий».[5] Главное, что хочет подчеркнуть здесь Соломон, заключается в том, что даже самый лучший совет оказывается бесполезным в момент искушения, если он не был ранее воспринят в серьез, усвоен и выработан в привычку.[6]

 

[1] Waltke, The Book of Proverbs 1–15, 370; Steinmann, Proverbs, 185; Longman, Proverbs, 187; Van Leeuwen, “The Book of Proverbs,” 84; Kitchen, Proverbs, 158; Fox, Proverbs 1–9, 240; Murphy, Proverbs, 43;

[2] Waltke, The Book of Proverbs 1–15, 370.

[3] Longman, Proverbs, 187.

[4] G. Johannes Botterweck and Jan Bergman, “יָדַע,” in TDOT, 5:480-81.

[5] Fox, Proverbs 1–9, 241.

[6] Kidner, Proverbs, 71.

Видео
1. Знай Божий проект 2. Убедись в правильности фундамента 3. Проверь свои строительные материалы 4. Помни о результатах
Правильное и неправильное использование Писания. 6 распространенных ошибок при использовании Библии для духовного роста
Почему именно Библия является инструментом духовного роста?
Статьи
Для вашего размышления поделюсь еще одним отрывочком из АПП (аннотированного перевода Прокопенко)
Некоторые из читателей нашего блога уже знают, что я продолжаю работу над новым аннотированным переводом Книги Притчей. В качестве подспорья для вашего ежедневного "тихого времени" (времени размышления над уроками Божьего Слова) начну периодически делиться некоторыми отрывками из своего перевода (АПП - аннотированный перевод Прокопенко).
Работает на Cornerstone