ТеоБлогия>Домашние собрания христиан в Новом Завете
Алексей Прокопенко

Домашние собрания христиан в Новом Завете

Недавно вышло новое издание книги "Малые группы: Теория и практика". Делюсь небольшим отрывком

Домашние собрания христиан в Новом Завете

Писание неоднократно указывает на то, что внутри поместных церквей могли существовать более-менее обособленные группы верующих, которые регулярно встречались вместе. Чтобы увидеть это, обратим внимание на несколько фраз, которые в Новом Завете относятся к домашним собраниям христиан: «по домам», «домашняя церковь», «святые, которые с ними» и др.

Домашние собрания христиан в Новом Завете

«По домам»

В первую очередь необходимо обратить внимание на фразу «по домам» (греч. κατˊ οἴκους [кат о́йкус] или κατˊ οἴκον [кат о́йкон]), которая сама по себе, в функции обстоятельства места, встречается в Новом Завете всего четыре раза, и только в Деяниях апостолов.

Впервые о домашних собраниях христиан мы узнаем из Деяний апостолов 2:46: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца… Сразу же после своего появления христианская церковь стала собираться в двух местах: в храме и по домам. Довольно долгое время она состояла только из иудеев и от иудаизма себя не отделяла. Первые христиане имели все основания продолжать считать себя иудеями в полном смысле этого слова. От остальных иудеев их отличало только то, что они приняли Мессию, тогда как неверующие иудеи Его отвергли. Поэтому, следуя иудейскому обычаю, церковь продолжала собираться в иерусалимском храме. Однако, вместе с тем, они встречались и по домам, разделяя друг с другом пищу и часы общения. Дом и семья – самые маленькие естественные ячейки в структуре любого общества, поэтому неудивительно, что центром христианского общения стали именно они.

В этом стихе обращает на себя внимание еще один интересный момент: преломление хлеба во время домашних собраний. «Преломляя хлеб» здесь относится не к вечере Господней, о которой сказано выше, в 42-м стихе, а просто к вкушению пищи: «…преломляя по домам хлеб, принимали пищу…» Точно так же преломлял хлебы Иисус, когда подавал их ученикам для насыщения пяти тысяч человек (Мк. 6:41), когда остался на ночлег с учениками, направлявшимися в Еммаус (Лк. 24:30), и во многих других случаях. И тем не менее, это не банальное замечание. Преломлять хлеб – значит делить его на нескольких человек. Следовательно, речь идет о том, что верующие делились друг с другом пищей и, таким образом, служили друг другу каждый тем, что имел. Фраза «в простоте сердца» здесь подразумевает щедрость: они делились друг с другом щедро, ничего не утаивая. Результатом такой заботы друг о друге было «веселье».

Но ограничивались ли первые домашние группы простым общением и заботой христиан друг о друге? Ответ на этот вопрос мы найдем в Деяниях 5:42, где фраза «по домам» встречается во второй раз, и снова по отношению к иерусалимской общине: И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. Из этого стиха очевидно, что как во время храмовых богослужений, так и во время домашних собраний христиане особое внимание уделяли учению и благовестию. Под словом «учить» традиционно понимается систематическое изложение библейских доктрин и изучение Слова Божьего, чаще для верующих[1]. Под словом «благовествовать» обычно имеется в виду провозглашение Благой вести о спасении, которое направлено на неверующих[2]. На первых домашних общениях присутствовало и учение, и благовестие.

 

[1] Ср. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3rd ed. / Ed. Dunker F., Bauer W., Arndt W., and Gingrich F. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 241. Далее – BDAG. Апостол Павел полтора года занимался систематическим обучением верующих в Ефесе: «И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11).

[2] BDAG. P. 402. К примеру, Павел пишет: «Притом я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово…» (Рим. 15:20).

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone