Николай Лелиовский для Тео(Б)логия
4 Добродетельная жена - венец для мужа своего;
а позорная - как гниль в костях его.
Впервые во второй половине книги мы встречаем олицетворение Госпожи Мудрости – превосходную жену (אֵשֶׁת־חַיִל, ʾē·šěṯ-·ḥǎʹ·yil).[1] Термин ḥayil, переведённый как добродетельная, обычно подразумевает силу: человека (Еккл. 10:10), коня (Пс. 32:17); армии (109:3); богатства (Иов 20:18; Иез. 28:5), характера или компетентности (Быт. 47:6; Исх. 18:21; 1 Пар. 26:7, 9, 30). Некоторые переводят его как «женщина с сильным характером»,[2] другие – «доблестная жена», [3] или «находчивая женщина»,[4] третьи – «достойная женщина».[5] Смысл этого термина заключается в том, что она обладает умственной и нравственной силой.[6] Такая женщина – венец (עֲטָרָה, ʿaṭārâ) своего мужа (בַּעַל, baʿal). Венец говорит не только о том, что она украшает своего мужа, но также символизирует высокий социальный статус и власть.[7]
Её противоположностью, является позорящая (מְבִישָֽה, meḇî·šā(h)ʹ) жена, которая сравниваеётся с гнилью (רֹקֶב, rōqeb) в костях (עֶצֶם, ʿeṣem). Если превосходная жена укрепляет социальный статус своего мужа и способствует его успеху в жизни, позорящая его женщина лишает его силы и энергичности, разлагая его изнутри, делая его несчастным и бесполезным.[8] Каким именно образом она позорит своего мужа не уточняется, но возможных вариантов – уйма.[9] Это может быть супружеская неверность, плохое управление домом, неумелое воспитание детей, и т.д. и т.п. Выбор спутника жизни – судьбоносное решение. Притчи неоднократно предупреждают о плачевных последствиях безрассудного выбора (Пр. 19:13; 21:9, 19; 27:15).
[1] Это сопряженное сочетание встречается ещё лишь в 31:10 и Руфи 3:11.
[2] Steinmann, Proverbs, 629.
[3] Bruce K. Waltke, ‘The Role of the ‘Valiant Wife’ in the Marketplace,’ CRUX (September 1999, Vol. XXXV, No.3), 23–34.
[4] Murphy, Proverbs, 89.
[5] Koptak, Proverbs, 338;
[6] Fox, Proverbs 10-31, 548.
[7] R. N. Whybray, Proverbs, 191.
[8] Waltke, Proverbs 16-31, 522
[9] Fox предлагает и довольно убедительно обосновывает то, что речь идет о таких пороках как халатность и праздность (Proverbs 10-31, 548).