ТеоБлогия>Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:5
 

Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:5

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:5

5 Промышления праведных - правда,
а замыслы нечестивых - коварство.

Точнее эту притчу можно перевести как – «расчеты праведных – справедливость, руководство нечестивых – обман». Термины переведенные в С.п. как промышления (מַחְשְׁבוֹת, mǎ·šeôʹ, «расчеты») и замыслы (תַּחְבֻּלוֹת, tabulôt, «руководство») не только созвучны в своём произношении, но также объединены семантически. Оба слова говорят о составлении и воплощении плана. Первый термин, примененный к праведным, מַחְשְׁבוֹת (mǎ·šeôʹ, «расчеты») происходит от глагола חָשַׁב (āšaḇ), означающего считать, рассчитывать, оценивать, думать, планировать и изобретать.[1] В сравнении с другими похожими по смыслу глаголами (זָמַם, zāmam, «размышлять» см. Пр. 30:32; 21:16;  הָגָה, hāgâ, «обдумывать» см. Пр. 15:28; 24:2), חָשַׁב (āšaḇ) подчеркивает элемент разумного расчета. [2] Таким образом, мышление праведных (צַדִּיקִ֗ים, ǎd·dî·qîmʹ) характеризуется термином справедливость (מִשְׁפָּט, mišpāṭ), характерным для судебной сферы, но не ограниченным ней.[3]  Он описывает не только нравственное качество, но также и правильное и соответствующие действие.[4]

Второе слово, תַּחְבֻּלוֹת (tabulôt, «руководство»), как правильно, используется в положительном смысле (см. Пр. 1:5; 11:14; 20:18; и 24:6) и говорит о мудром и успешном управлении действиями.[5] Здесь же единственный случай, когда оно имеет негативную коннотацию, описывая жизненный курс нечестивых как מִרְמָה (mirmâ), то есть то, что связано с предательством и мошенничеством.[6]


[1] John E. Hartley, “āša,” in NIDOTTE, 2:303.

[2] K. Seybold, “āša,” in TDOT, 5:231. В LXX он переведен как λογισμός (logismos).

[3] Liedke, šp in TLOT, 3:1394.

[4] Waltke, Proverbs 1-15, 98.

[5] В LXX это слово переведено глаголом κυβερνάω (kybernaō), от которого происходит слово кибернетика. 

[6] Carpenter and Grisanti, “rāmâ II,” in NIDOTTE 3:1122–1124.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone