Николай Лелиовский для Тео(Б)логия
После значительного перерыва хотел бы вернуться к поднятой ранее теме о женщинах в притчах. В первом и втором постинге мы поговорили как об упоминании о сильной женщине, так и роли женщин в книге Притч. В первой главе (1:20-33) происходит очень яркая встреча с мудростью, олицетворенной в образе женщины.
Её речь представлена в форме хиазма, центром которого является осуждающие слова в адрес глупцов, опрометчиво пренебрегших её призывом:
A Обращение мудрости к слушателям (1:20–21)
Б Слова мудрости к глупцам (1:22)
В Приглашение мудрости (1:23)
Г Отказ от предложения мудрости (1:24–25)
Д Осуждающие слова мудрости (1:26–27)
Г′ Реакция мудрости на отказ от неё (1:28–30)
В′ Последствия отказа от приглашения мудрости (1:31)
Б′ Слова мудрости о погибели глупцов (1:32)
A′ Обращение мудрости к слушателям (1:33).[1]
Рой Цук хорошо обобщает этот отрывок:
Как пророчица, она возглашает на улицах, по которым блуждают люди, на площадях, куда приходят, чтобы покупать и продавать, и у ворот, где заключаются сделки (1:20–21). Она вразумляет «невежд», любящих невежество, «буйных», услаждающихся буйством, и «глупцов», ненавидящих знание (ст. 22). Так как они отказались прислушаться к её призывам (ст. 23–25), она не услышит их зова о помощи, когда их постигнет бедствие (ст. 26–27). Их пренебрежение мудростью повлечет за собой то, что мудрость проигнорирует их в ответ. Нежелание иметь страх Господень и презрительный отказ от мудрости (ст. 28–30) станут причиной того, что они будут дорого расплачиваться за содеянное («от плодов путей своих» ст. 31), включая смерть (ст. 32).[2]
Персонификация мудрости в образе женщины также будет использована в гл. 8 и 9 (где её соперницей будет Глупая женщина). Толкователи придерживаются разных взглядов в отношении происхождения и предназначения олицетворения мудрости в образе женщины. В следующий раз мы поговорим о том, почему автор Притч использовал именно женский образ и о том, что было бы потеряно, если бы мудрость предстала в образе мужчины.